Связь между индексами Ласпейреса и Пааше.
К разделам сайта: Домой Примеры Теория индексов Банки Физика
На некоторой структкре рассмотрим произвольный слой A и на этом слое определим векторы x = (Ip(x)ç x Î A), z= (Iq(x)ç x Î A). Объемный индекс выпуска на данном слое запишем в виде следующего произведения этих векторов (здесь и в дальнейшем интегрирование проводится по множеству A)
Iv = M(x, z) = x*Wz= ò Ip(x)Iq(x)m(dx).
Определим единичный вектор e как диагональ куба [0;1]n, полагая, что n = çAç. Тогда в этих обозначениях индекс Ласпейреса цен вида будет иметь представление
Lp = M(x, e) = x*We = ò Ip(x)m(dx).
Индекс Ласпейреса выпуска продукции в натуральном выражении принимает вид
Lq = M(e, z) = e*Wz = ò Iq(x)m(dx).
Вычислим дисперсии данных векторов относительно нулевого состояния
Hp = D(x) = x*Wz = ò Ip2(x)m(dx),
Hq = D(z) = z*Wz = ò Iq2 (x)m(dx),
и определим их среднеквадратические оценки:
s(x) = (D(x))1/2, s(z) = (D(z))1/2
Учитывая условие
D(e) = e*We = ò m(dx) = 1,
получим для них соотношения: Hp = M2(x, e) + D(xÙe), Hq = M2(e, z) + D(eÙz).
Из последних равенств находим оценки вариации цен и интенсивностей выпуска продукции
s(xÙe) = ± (Hp – Lp2)1/2, s(eÙz) = ± ( Hq – Lq2)1/2
и следующие коэффициенты относительно этих средних:
s(x) = s(xÙe) / M(x, e), s(z) = s(eÙz) / M(e, z).
Согласованность изменения цен с изменением интенсивности выпуска продукции определяет коэффициент корреляции
r(x, z) = [M(x, z) - M(x, e)M(e, z)] / s(xÙe) / s(eÙz),
который имеет представление
r(x, z) = cov (x, z) / s(xÙe) / s(eÙz),
где введена ковариационная функция
cov (x, z) = ò (Ip(x) – Lp)(Iq(x) – Lq)m(dx) = Iv – LpLq = M(x, z) - M(x, e)M(e, z).
Имеем
M(x, z) = M(x, e)M(e, z) + s(eÙz) r(z, x) s(xÙe),
а после деления почленно правой и левой части на произведение индексов Ласпейреса получаем различные представления для коэффициента Л. Борткевича
b = M(x, z) / M(x, e) / M(e, z) = Iv / Lp / Lq = 1 + s(x) r(x, z) s(z).
Отсюда следует представление
Iv = bLpLq
и, с учетом равенств
Iv = PpLq = LpPq,
тождества
b = Iv / Lp / Lq = PpPq / Iv = Pp / Lp = Pq / Lq.
С погрешностью менее a = 100(b - 1) (%) получаем факторизацию
Iv = LpLq
и с погрешностью менее a = 100(b-1 - 1) (%) факторизацию
Iv = PpPq.
Для оценки масштабного изменения цен и выпуска продукции в натуральном выражении относительно их базисных величин имеем оценки модулей соответствующих индикаторных векторов lLp = s(x), lLq = s(z). Из векторного анализа известно, что эти масштабные изменения можно разложить на две составляющие (это представление вектора в виде суммы ротора некоторого вектора и градиента некоторого скаляра), т.е. x = xl + xt, z = zl + zt, при этом имеем: div xt = div zt = 0, rot xl = rot zl = 0. Первые из этих составляющих дают оценки масштабного сдвига цен и, соответственно, объемов выпуска относительно базисных величин:
I Lp =M(x, e), I Lq = M(e, z).
Вторые - оценки вращательной симметрии, т.е. масштабные оценки углового отклонения соответствующих векторов:
J Lp = s(xÙe), J Lq = (eÙz).
Эти же оценки можно записать в угловой мере:
qLp = arctg [s(xÙe) / M(x, e)],
qLq = arctg [s(eÙz) / M(e, z)]
или в виде
VLp = s(xÙe) / M(x, e), VLq = s(eÙz) / M(e, z).
Если необходимо получить аналогичные формулы относительно индексов Пааше, то следует учесть, что ранее введенная метрика является римановой и при движении системы координат будет меняться метрический функционал. Для индекса цен новый метрический функционал будет иметь вид
Mp(x, z) = ò Ip(x)Iq(x)np(dx),
где значение новой меры на элементе слоя A определяется выражением
np(dx) = Ip(x)m(dx) / ò Ip(x)m(dx).
Соответствующие индикаторы имеют вид:
lPp = sp(x), I Pp = Mp(x, e), J Pp = sp(xÙe),
qPp = arctg [sp(xÙe) / Mp(x, e), VPp = tg qPp.
Для нахождения аналогичных индикаторов для вектора выпуска продукции следует ввести метрический функционал
Mq(x,z) = ò Iv(x)nq(dx),
в котором метрика определяется выражением
nq(dx) = Iq(x)m(dx) / ò Iq(x)m(dx).
Рассмотрим случаи точной факторизации. Они имеют место, когда коэффициент Борткевича b равен единице. Если элемент меры
m(dx) = p0(x)q0(x)dx / ò p0(y)q0(y)dy
представить в виде
m(dx) = k(x)dx,
то будем иметь
b = ò ap(x)aq(x)/k(x)dx,
где введены обозначения:
ap(x) = Ip(x)k(x) / Lp, aq(x) = Iq(x)k(x) / Lq.
Следовательно, имеются три случая, когда коэффициент Борткевича равен единице.
Первый случай ap(x) = k(x) приводит к условию p1(x) = p0(x)Lp, т.е. в случае, когда вектор текущих цен пропорционален вектору базисных цен с коэффициентом пропорциональности, равным индексу цен Ласпейреса.
Во втором случае имеем aq(x) = k(x). Здесь имеем условие q1(x) = q0(x)Lq, т.е. коэффициент Борткевича равен единице, когда вектор выпуска продукции в ее натуральном выражении пропорционален базисному вектору выпуска с коэффициентом пропорциональности, равным соответствующему индексу Ласпейреса выпуска для продукции.
И, наконец, в третьем случае получаем условие ap(x)aq(x) = m2(x), x Î A, которое приводит к равенствам p1(x) = c(x) / q1(x), x Î A, где c(x) = Ivv0(x), v0(x) = p0(x)q0(x). То есть факторизация имеет место в случая, когда текущие цены обратно пропорциональны текущим интенсивностям выпуска продукции с коэффициентами пропорциональности c(x).
Очевидно, что во всех этих случаях индексы Ласпейреса и Пааше совпадают.