Связь между  индексами Ласпейреса и Пааше.

 

К разделам сайта:          Домой        Примеры       Теория индексов      Банки      Физика

Rambler's Top100

На некоторой структкре рассмотрим произвольный слой A и на этом слое определим векторы x = (Ip(x)ç  x Î A),     z= (Iq(x)ç  x Î A). Объемный индекс выпуска на данном слое запишем в виде следующего произведения этих векторов (здесь и в дальнейшем интегрирование проводится по множеству A)

 

Iv = M(x, z) = x*Wz= ò Ip(x)Iq(x)m(dx).

                                                                                 

 

Определим единичный вектор e как диагональ куба [0;1]n,  полагая, что n = çAç.  Тогда в этих обозначениях индекс Ласпейреса цен вида  будет иметь представление

 

Lp = M(x, e) = x*We = ò Ip(x)m(dx).

                                                                                                 

Индекс Ласпейреса выпуска продукции в натуральном выражении принимает вид

 

Lq = M(e, z) = e*Wzò Iq(x)m(dx).

                                                                                       

Вычислим дисперсии данных векторов относительно нулевого состояния

 

Hp = D(x) = x*Wz = ò Ip2(x)m(dx),

                                                                              

Hq = D(z) = z*Wz = ò Iq2 (x)m(dx),

                                                                              

и определим их среднеквадратические оценки:

        

s(x) =  (D(x))1/2s(z) = (D(z))1/2

 

Учитывая условие

 

D(e) = e*We = ò m(dx) = 1,

                                                                                 

получим для них соотношения: Hp = M2(x, e) + D(xÙe), Hq = M2(e, z) + D(eÙz).

 

Из последних равенств находим оценки вариации цен и интенсивностей выпуска продукции

                                                      

s(xÙe) = ± (Hp – Lp2)1/2s(eÙz) = ± ( Hq – Lq2)1/2

 

и следующие коэффициенты относительно этих средних:

 

s(x) =  s(xÙe) / M(x, e),  s(z) =  s(eÙz) / M(e, z).

 

             Согласованность изменения цен с изменением  интенсивности выпуска продукции определяет коэффициент корреляции

 

r(x, z) = [M(x, z) - M(x, e)M(e, z)] / s(xÙe) / s(eÙz),

 

который имеет представление

 

r(x, z) = cov (x, z) / s(xÙe) / s(eÙz),

 

где введена ковариационная функция

 

cov (x, z)  = ò (Ip(x) – Lp)(Iq(x) – Lq)m(dx) = Iv – LpLq = M(x, z) - M(x, e)M(e, z).

 

             Имеем

 

M(x, z) = M(x, e)M(e, z) + s(eÙz) r(z, x) s(xÙe),

 

а после  деления почленно правой и левой части на произведение индексов Ласпейреса получаем различные представления для коэффициента Л. Борткевича 

 

b = M(x, z) / M(x, e) / M(e, z) = Iv / Lp / Lq = 1 + s(x) r(x, z) s(z).

 

Отсюда следует представление

 

Iv = bLpLq

 

и, с учетом равенств

 

Iv = PpLq = LpPq,

 

тождества

 

b = Iv / Lp / Lq = PpPq / Iv = Pp / Lp = Pq / Lq.

 

С погрешностью менее a = 100(b - 1) (%) получаем факторизацию

 

Iv = LpLq

 

и с погрешностью менее a = 100(b-1 - 1) (%) факторизацию

 

Iv = PpPq.

 

Для оценки масштабного изменения цен и выпуска продукции в натуральном выражении относительно их базисных величин имеем оценки модулей соответствующих индикаторных векторов lLp = s(x), lLq = s(z). Из векторного анализа известно, что эти масштабные изменения можно разложить на две составляющие (это представление вектора в виде суммы ротора некоторого вектора и градиента некоторого скаляра), т.е. x = xl + xt,     z = zl + zt, при этом имеем: div xt = div zt = 0, rot xl =  rot zl = 0. Первые из этих составляющих дают оценки масштабного сдвига цен и, соответственно, объемов выпуска относительно базисных величин:

 

I Lp =M(x, e), I Lq = M(e, z).

 

Вторые - оценки вращательной симметрии, т.е. масштабные оценки углового отклонения соответствующих векторов:

 

J Lp = s(xÙe), J Lq = (eÙz).

 

             Эти же оценки можно записать в угловой мере:

 

 qLp = arctg [s(xÙe) / M(x, e)],

 

 qLq = arctg [s(eÙz) / M(e, z)]

 

или в виде

 

VLp = s(xÙe) / M(x, e), VLq = s(eÙz) / M(e, z).

 

             Если необходимо получить аналогичные формулы относительно индексов Пааше, то следует учесть, что ранее введенная метрика является римановой и при движении системы координат будет меняться метрический функционал. Для индекса цен новый метрический функционал будет иметь вид

 

Mp(x, z) = ò Ip(x)Iq(x)np(dx),

                                                                    

где значение новой меры на элементе слоя A определяется выражением

 

np(dx) = Ip(x)m(dx) / ò Ip(x)m(dx).

                                                                                    

Соответствующие индикаторы имеют вид:

 

  lPp = sp(x), I Pp = Mp(x, e), J Pp = sp(xÙe),

 

 qPp = arctg [sp(xÙe) / Mp(x, e), VPp = tg qPp.

 

Для нахождения аналогичных индикаторов для вектора выпуска продукции следует ввести метрический функционал

 

 Mq(x,z) = ò Iv(x)nq(dx),

                                                                                  

 

в котором метрика определяется выражением

 

nq(dx) = Iq(x)m(dx) / ò Iq(x)m(dx).

                                                                                           

              Рассмотрим случаи точной факторизации. Они имеют место, когда коэффициент Борткевича b равен единице. Если элемент меры

 

m(dx) = p0(x)q0(x)dx / ò p0(y)q0(y)dy

                                                                                    

представить в виде

 

 m(dx) = k(x)dx,

 

то будем иметь

 

b = ò ap(x)aq(x)/k(x)dx,

                                                                     

где введены обозначения:

 

ap(x) = Ip(x)k(x) / Lp, aq(x) = Iq(x)k(x) / Lq.

 

Следовательно, имеются  три случая, когда коэффициент Борткевича равен единице.

 Первый случай ap(x) = k(x) приводит к условию p1(x) = p0(x)Lp, т.е. в случае, когда вектор текущих цен пропорционален вектору базисных цен с коэффициентом пропорциональности, равным индексу цен Ласпейреса.

Во втором случае имеем aq(x) = k(x). Здесь имеем условие q1(x) = q0(x)Lq, т.е. коэффициент Борткевича равен единице, когда вектор выпуска продукции в ее натуральном выражении пропорционален базисному вектору выпуска с коэффициентом пропорциональности, равным соответствующему индексу Ласпейреса выпуска для продукции.

И, наконец, в третьем случае получаем условие ap(x)aq(x) = m2(x), x Î A, которое приводит к равенствам p1(x) = c(x) / q1(x),  x Î A, где c(x) = Ivv0(x), v0(x) = p0(x)q0(x). То есть факторизация имеет место в случая, когда текущие цены обратно пропорциональны текущим интенсивностям выпуска продукции с коэффициентами пропорциональности c(x).

Очевидно, что во всех этих случаях индексы Ласпейреса и Пааше совпадают.

 

Сайт создан в системе uCoz