Задача ранжирования при выборе приоритетов производства.
К разделам сайта: Домой Примеры Теория индексов Банки Физика
В этом примере рассмотрим задачу выбора изделия для производства при оптимальном приспособлении к конъюнктурному спросу на рынке ее сбыта, когда предполагается, что имеется несколько разработанных вариантов модификаций этого изделия. Постановку подобной задачи позаимствуем из работы "Саати Т., Кернс К. Аналитическое планирование / Организация систем // М., Радио и связь, 1991". Предположим, что для производства требуется выбрать модель автомобиля определенного класса со средней себестоимостью в пределах s = 12742 условных единицы и лучшими среднеклассовыми характеристиками из трех возможных его модификаций. Эти модификации определяются, в основном, условиями предназначения автомобиля такими, например, как езда в основном в городских условиях; поездки как в городских условиях, так и в сельской местности; поездки в основном в сельской местности. Поскольку в первые три года эксплуатации автомобиля он не требует особых затрат на ремонт, то в стоимость автомобиля включим стоимость его реализации и расходы на трехгодичную его эксплуатацию: текущие расходы по содержанию автомобиля, расходы на бензин для поездок по городу, расходы на бензин для поездок в сельской местности. В дальнейшем, все встречающиеся именные числовые величины будем исчислять в установленных выше условных единицах стоимости.Пусть бинарные экспертные оценки отношения стоимости расходов по i-му фактору к стоимости расходов по j-му фактору определяется матрицей L = [1 7 3 9; 1/7 1 1/2 1; 1/3 2 1 3; 1/9 1 1/3 1]. Долю расходов по i-ому фактору, приходящихся на j-ый автомобиль в его суммарной стоимости за трехлетний период эксплуатации определим матрицей P = [ 1/4 1/3 5/12; 1/2 1/3 1/6; 4/7 2/7 1/7; 6/11 3/11 2/11 ], а доли расходов по каждому фактору в средней стоимости автомобиля определим нормированным главным собственным вектором матрицы L: w = ( 0.627 0.094 0.208 0.072 ).
По формуле si = wis найдем средние характеристики данного класса автомобиля. Его стоимость будет составлять 7984 условных единиц. Трехгодичные текущие расходы по эксплуатации - 1 198 условных единиц, расходы на бензин для поездок по городу - 2 645 и в сельской местности - 915 условных единиц. Для дальнейшего анализа удобно ввести величину, равную утроенной средней стоимости автомобиля a = 3s.
Суммарная величина стоимости каждой модификации автомобиля вместе с трехгодичными затратами на его эксплуатацию найдем из условия c = awтP. Имеем: c1 = 13 800, c2 = 12 200, c3 = 12 225. Легко видеть, что для среднего выполняется условие s = 1/n å ci = 12 742. Если потребитель ориентирован на стоимость автомобиля, то на первый взгляд ранжирование по стоимости показывает, что потребитель предпочтет второй автомобиль в силу его меньшей стоимости. Однако, как легко заметить, стоимости второго и третьего автомобиля практически совпадают и выбор потребителем автомобиля, вероятно, последует с опорой на среднеклассовые характеристики, т.е. с учетом агрегированного качества данного класса, которое не всегда адекватно определяется его стоимостью.
Для построения агрегатных оценок стоимостной вектор c разделим на нормирующий множитель a и введем матрицу X = ((pij1/2)). Данную матрицу будем рассматривать как некоторую систему, элементы которой описываются ее столбцами, т.е. элемент xj Î X является j-ым столбцом этой матрицы. Для бинарного сопоставления элементов x и y системы X введем ковариационную функцию M(x, y) = wixi yi.
Элемент xj описывает в некотором метрическом пространстве характеристики j-го автомобиля, стоимость которого будет равна cj = aM(xj, xj). Вместе с этой метрической функцией рассмотрим функцию вариации Г(x, y) = D(x)D(y) – M2(x, y), где введено обозначение D(x) = M(x, x).
Отсюда следует, что стоимость автомобиля в силу равенства D(x) = D1(xçy) + D2(xçy), где D1(xçy) = M2(x, y)/D(y) и D2(xçy) = Г(x, y)/D(y), можно разбить на два слагаемых, первое из которых c1j = a D1(xjçy) определяет стоимость качества автомобиля y в стоимости автомобиля xj, а второе c2j = a D2(xjçy) равно стоимости тех качеств автомобиля xj, которые не присущи автомобилю y. Получаем векторные равенства:
[13800 13800 13800] = [13800 13088 11386] + [ 0 702 2214],
[12200 12200 12200] = [11579 12200 11779] + [ 621 0 426],
[12225 12225 12225] = [10264 11798 12225] + [1921 427 0].
Отсюда заключаем, что стоимость первого автомобиля может быть оценена по качественному признаку второго
13800 = 13098 + 702
и третьего
13800 = 11386 + 2214.
Значит, в стоимости первого автомобиля цена качества второго автомобиля составляет 13098 условных единиц, а качество третьего стоит 11586 усл. ед.. Таким образом, технология производства автомобиля по первой модели достигает качества второго автомобиля гораздо более дорогой ценой, чем производство самого автомобиля второй модели. В стоимости первого автомобиля 94.9% составляет стоимость качества второго автомобиля и 84% содержится качества третьей модели. Те же 84% качества заключены и в третьей модели по отношению к первой, т.е. данное бинарное отношение обладает свойством симметрии.
Для качественного анализа системы перейдем в евклидово пространство. Оценку D(x) будем считать как дисперсию элемента по отношению к его нулевому состоянию и определим норму элемента x в пространстве X ||x|| = s(x) = D1/2(x). В этом евклидовом пространстве система стратегий выбора определяется матрицей X = [0.500 0.577 0.646; 0.707 0.577 0.408; 0.756 0.534 0.378; 0.738 0.522 0.428]. Здесь каждому выбору стратегии j = 1, 2, 3 отвечает столбец матрицы. Находим амплитуды векторов: ||x1|| = 0.601, ||x2|| = 0.565, ||x3|| = 0.566.
Каждому элементу x Î X отвечает признак, который соответствует вектору подобного направления качественного развития автомобиля. Признаковая система элементов множества X будет формировать матрицу Xo = [0.832 1.022 1.141; 1.176 1.022 0.722; 1.258 0.946 0.668; 1.229 0.924 0.754]. При качественном подобии любые состояния отличаются только количеством содержания определенного признака.
Для анализа состояния системы введем индикаторные матрицы
L = ((D(xi)/D(xj))), l = ((s(xi)/s(xj)), I = ((M(xi, xj)/D(xj))), J = ((Г(xi, xj)/D(xj)))
и матрицы коэффициентов согласованности и рассогласованности признаков
r = ((Iij/lij)), v = ((Jij/lij)),V = ((Jij/Iij)), q = ((k arctg Vij)).
Элементы матрицы детерминации d = (((rij)2)) = [ 1 0.949 0.840; 0.949 1 0.965; 0.840 0.965 1 ] говорят об очень высокой вероятности обнаружения качества одной стратегии выбора в другой. Матрица угловых оценок в градусном измерении q = [ 0o 13o 23.6o; - 13o 0o 10.8o; - 23.6o - 10.8o 0o] свидетельствует о том, что сумма угловых характеристик различия между признаками x1 и x2 и x2 и x3 примерно равна угловой оценки отклонения признака x1 от x3, т.е. все три признака компланарны, геометрически это отвечает тому, что они лежат в одной плоскости признакового пространства R3. Действительно, поскольку det L = 0, то эти признаки линейно зависимы и один из них можно представить линейной комбинацией остальных.
Высокая степень качественной близости признаков выделяет данный тип автомобилей в определенный класс, среднеклассовый признак которого можно определить, если искать его в виде линейной комбинации основных признаков этого класса в барицентрических координатах y = aixi. При определении неизвестных коэффициентов этой линейной комбинации приходим к следующей задаче квадратического программирования
min { f = xт r x: r x ³ 1, x ³ 0 },
после решения которой находим a = x /fmin1/2. Получаем в силу: a1 = a3 = 0.5, a2 = 0 и определяем автомобиль со среднеклассовыми характеристиками x = lixi, lidij = 1, li ³ 0, l1 = 0.485, l2 = 0, l3 = 0.515.
Получаем усредненные по качеству характеристики автомобиля данного класса: стоимость машины равна 7984 условных единиц, расходы по эксплуатации равны 1108 у. е., расход бензина при езде в городе составит 2523 у.е., в сельской местности - 920 у.е. Данные характеристики достаточно близки к характеристикам второго автомобиля. По суммарным затратам второй и третий автомобили оказываются выше среднего уровня.
Если провести ранжирование по нечетко выраженным классовым признакам, то приоритеты распределятся следующим образом: x2 > x > x3 > x1. Здесь выше среднего уровня будет только второй автомобиль.